вторник, 26 января 2021 г.

Велосипед и сибирский хаски – идеальные участники байкджоринга. Как подобрать правильно велосипед для участия в соревнованиях по байк-джорингу с хаски

 Сегодня мы поговорим про велосипед и собак породы сибирский хаски, которые являются идеальными участниками байкджоринга. Также рассмотрим подробно моменты, как подобрать правильно велосипед для участия в соревнованиях по байк-джорингу с хаски.

Байк-джоринг — это вид спорта, у истоков которого лежит езда на собачьих упряжках. Разновидность ездового спорта, в котором собачья упряжка запрягается в велосипед. Вероятнее всего, сначала байкджоринг использовался для тренировок ездовых собак в бесснежное время года, но после этот вид спорта стал самостоятельным. Сибирский хаски идеально подходят для байкджоринга В гонках, как правило, используются горные велосипеды и ездовые породы собак. Однако, любая собака, которой под силу тянуть на буксире поклажу и при этом быстро бежать в нужном направлении в упряжке, может поучаствовать в обучении байкджорингу. Байкджоринг — это вид активности, полезный для здоровья собаки, он обеспечивает ее физической нагрузкой и занятием, при этом не позволяя ей причинять вред дикой природе или домашнем скоту. Как правило, на соревнованиях, команды участвуют в забегах по отдельности, чтобы избежать досадных случайностей. В таком случае время определяется по таймеру. На хаски надевается упряжка особой конструкции для управления. Многие участники используют специальные устройства для того, чтобы не позволить лентам упряжи запутаться между вилкой и колесом. Собаки могут быть соединены между собой за ошейники и сообщаться с велосипедом общим ремнем, а могут тянуть каждая по отдельности.

Байкджоринг — это развлечение, но в нём существуют свои опасности.


Плохо обученные хаски могут отвлечься на окружающие события и стать неуправляемыми. Байкджоринг обычно проводится по пересеченной местности на дорогах без покрытия. Собакам нельзя долго бежать по асфальту, поскольку это может повредить их лапы. Большинство соревнований по байкджорингу имеют строгие правила и ограничения по возрасту и состоянию здоровья собак, а также обеспечивают остановки для питья. Человек-участник также должен заботиться о своей собственной безопасности, надевая защитное оборудование и держа велосипед в хорошем рабочем состоянии. Важно, чтобы ремни упряжи не крепились к ручкам руля. Скутеры часто используются вместо велосипедов, поскольку с них легче соскочить, если хаски побежали не туда. Хотя при использовании скутера правила точно такие же, как и при использовании велосипеда, некоторые считают, что такой вид деятельности не может называться байкджорингом. Человек может помогать своей собаке или собакам, отталкиваясь от земли, а не крутя педали, так как скутер едет сам. Используемые скутеры являются обычно достаточно мощными для того, чтобы нести взрослого по пересеченной местности. Некоторые скутеры производятся специально для таких соревнований. Выбор велосипеда для байкджоринга с хаски Велосипед для фитнеса с хаски подойдет практически любой, главное чтобы Вам было удобно на нем сидеть и крутить педали. Ну и конечно, велосипед должен быть исправным с хорошими тормозами.Удобнее пользоваться так называемыми "горными" велосипедами (диаметр колеса 26 дюймов, переключаемые скорости), но не беда, если в наличие имеется какой-то другой велосипед в рабочем состоянии. На то он и фитнес, чтобы получать удовольствие за приемлемые деньги. 

Велосипед для соревнований, это уже более серьезная и соответственно более дорогая техника, требующая квалифицированного обслуживания. Начальная стоимость велосипедов такого уровня от 20 тыс. руб. Сюда входит стоимость более легкой рамы, действительно работающей, а не бутафорской амортизационной вилки, более четких и надежных переключателей скоростей и тормозов. Теперь о том, что было бы лучшим и почему.  В данной статье речь пойдет о велосипедах с одним амортизатором – хардтейлах. Двухподвесы, как технику для байкджоринга рассматривать не стоит, так как хороший двухподвес стоит огромных денег, а плохой - лучше не покупать. Задний амортизатор добавляет скорости только на спусках, а на подъемах и на ровных участках он будет «съедать» ваши усилия, затрудняя разгон велосипеда. Не зря гонщики шутят, что у двухподвеса есть два основных применения — скоростной спуск с горы или подарок шефу с большим животом в виде сувенира. 

Основной показатель для гоночного велосипеда – это вес. Как для самого велосипедиста, так и для собаки небезразлично: тащить ли 15 кг ржавого металлолома или 9 кг отлично катящего цветного металла и пластика.

Первое и самое главное - рама. Это основа велосипеда, если все остальное со временем можно заменить, то менять раму – означает менять велосипед, что очень дорого. 

Поэтому лучше потратиться на хорошую раму известного производителя. Главное требование – сочетание легкости и жесткости рамы, и конечно ее соответствие вашему росту, хотя маленькую раму можно подогнать посредством выноса и горизонтального положения седла. 

Размеры рам измеряются в дюймах, реже в сантиметрах. Есть размеры 13, 16, 17, 18, 19, 21, 22 дюйма; относительные размеры — S — small (малый) или примерно 13-16 дюймов, M — middle (средний) или около 17-19 дюймов, L — large 20-22 дюйма.

По типу материала рамы бывают хромомолибденовые, алюминиевые, титановые, карбоновые (композитные), магниевые, комбинированные. 

Велосипеды с хромомолибденовыми рамами высокого класса имеют отличный накат на любой дороге. В совокупности с хорошим передним амортизатором представляют собой очень надежную и комфортную туристскую машину, способную принять участие и в гонке. К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность "писать трассу" — то есть изгибаться на виражах и "помогать" гонщику. Это хорошо чувствуется на техничных трассах с множеством поворотов. 

Положительный момент хромомолибденовых рам заключается еще и в том, что в случае поломки их достаточно просто заварить. Это обстоятельство особенно важно в путешествиях. Кроме всего прочего, такие рамы мало подвержены ржавлению. Цены на высококачественные хромомолибденовые рамы начинаются с отметки $400. Правда, найти хорошую хромомолибденовую раму непросто, так как подавляющее большинство фирм ставят такие рамы только на модели начального уровня. 

Основные недостатки: не лучшая приемистость, а также потеря энергии при педалировании способом "танцовщица" и работе в подъем. По этим причинам хромомолибденовые рамы нечасто используются гонщиками в байкджоринге, но отлично подходят для фитнеса и туризма.

Рамы из алюминиевых сплавов — легкие, прочные и жесткие. Велосипед с хорошей алюминиевой рамой мгновенно набирает скорость, отлично идет в гору и позволяет великолепно "чувствовать" дорогу. Повороты проходить на них быстрее, но существенно сложнее, чем на хромомолибденовой раме. Качественные алюминиевые рамы делают сегодня большинство ведущих мировых фирм-производителей. Стоимость таких рам начинается от $800-1000.

 Велосипеды с рамами высокого класса имеют отличные параметры по разгону, динамике и работе на подъемах. Для рамы из алюминиевых сплавов необходима хорошая амортизационная вилка, в совокупности с которой она проявляет все свои положительные свойства.

Основные недостатки по сравнению с хромомолибденовыми рамами: меньшая накатистость (рама "туповата") и высокая "трясучесть". Необходимо более внимательно работать с тормозами. Алюминиевая рама также значительно в меньшей степени подвержена влиянию агрессивных сред, чем стальная. В целом, по соотношению цена-качество хорошие алюминиевые рамы не имеют конкурентов.

Титановые рамы. Обычно ставятся на велосипеды профессионального уровня. По весовым показателям примерно соответствуют лучшим алюминиевым.

 Хорошо сделанная титановая рама хорошо "работает" на пересеченной местности, эффективно гасит вибрацию и обладает высокими ходовыми характеристиками (блестяще "катит"). По многим свойствам она аналогична лучшим хромомолибденовым рамам. Следует также отметить поразительную способность хорошей титановой рамы не терять скорость на "тряской" дороге, щебенке и пр. Кроме того, такая рама не боится никаких погодных условий и царапин. Титан — самый долговечный изо всех материалов, и рама из него может служить многие годы без потери своих свойств. Основные недостатки: те же, что и у хромомолибденовых рам: потери энергии при педалировании "танцовщицей" и работе в гору. По этим причинам реже используется в гонках, чем алюминий. 

Элитные титановые рамы делают такие фирмы, как Merlin, Litespeed, в прошлом — Marin, Wheeler, Kona и ряд других. Цены на такие рамы значительно превышают $1000. Титановые рамы различных классов делают также на отечественных (обычно на "оборонных") заводах. 

Карбон (композит) — материал будущего. Высококачественные рамы из этого материала дороги: от $1000 и выше. Зато они очень легкие: вес лучших образцов — немногим более 800 грамм. В общем случае, велосипеды с карбоновыми рамами — очень жесткие и отлично подходят для гоночных дисциплин. 

Сегодня с этим материалом работают почти все крупные мировые фирмы-производители.

Основные недостатки – продолжение достоинств: они чрезмерно жесткие, то есть дают высокую вибрационную нагрузку на позвоночник. Достаточно хрупкие – боятся сильных "точечных" ударов (хотя для повреждения волокна удар должен быть действительно силен). Для повседневных тренировок с собакой вряд ли целесообразно выбирать такую раму, как правило, они подходят только гонщикам-профессионалам. 

Магниевые рамы. Одни из самых легких на сегодняшний день. Основные достоинства магниевых рам — низкий вес и способность поглощать вибрации. Велосипеды с такими рамами "катят" как титановые и хромомолибденовые. Все положительные свойства хорошей стали и титана применимы и к магниевым рамам: способность "писать" трассу, "прощать" неточности управления и снижать утомляемость при езде по пересеченной местности. 

Основной недостаток магниевых рам: в большей степени, чем все остальные материалы, боятся агрессивных сред. Они требуют бережного использования. Лидером (и практически монополистом) в изготовлении магниевых рам является фирма Merida. В России рамы из этого материала производит фирма Litech. 

Комбинированные рамы наиболее интересные (и дорогие). Самыми перспективными, на текущий момент, являются титаново-карбоновые и карбоново-алюминиевые рамы. Грамотное использование лучших свойств разных материалов позволяет получать рамы с выдающимися ходовыми характеристиками.

Также есть фирмы, которые выпускают только велосипедные рамы высокого уровня. Каждая такая рама индивидуальна, на них собираются, так называемые кастомные (единичные) велосипеды, стоимость которых значительно превышает серийные это Rocky Mountain, Klein. 

 Кроме того, рамы разных производителей, даже сделанные из одного и того же материала, имеют собственный "характер", поэтому рекомендуется перед покупкой велосипеда покататься на аналоге, взятом у товарища, чтобы попытаться "почувствовать" раму. Некоторые рамы поглощают усилия, которые прикладываются к педалям. Они деформируются, и возникает ощущение потери скорости. Рама кажется мягкой, сделанной как бы из пластилина. В отличие от хороших рам, подобных натянутой струне музыкального инструмента, такие рамы похожи на поглотители звука. Именно про них говорят — "эта рама не катит".

Определив свой бюджет и производителя, очень важно выбрать раму, соответствующую вашему росту. У каждой фирмы-производителя своя таблица ростовок, которую и требуйте у продавца, не надеясь на его "профессиональные" советы. Выбирайте раму в соответствии с этой таблицей, так вы избежите проблем с болями в спине и ногах из-за неправильной и неудобной посадки. . 

Обычно, горные велосипеды проектируются для велосипедистов весом до 120 кг. 

Если Ваш вес приближается к этой цифре или превышает ее, то, при выборе велосипеда, Вам следует обратить внимание, прежде всего, на обода — они должны быть двойными. Также можно посмотреть на экстремальные велосипеды (фрирайд, дерт, байкеркросс); такие модели рассчитаны на высокие нагрузки.

Амортизационная вилка с ходом 80-100мм желательно с блокировкой хода (локаутом) на руле - необходима для комфортной езды по пересеченой местности, она лучше держит грунт на спусах, проглатывая неровности. Локаут нужен для того, чтобы сделать вилку жесткой во время передвижения на велосипеде стоя (в подъемы, финишные спурты и т.п.) чтобы она не поглощала энергию ваших ног. 

 В качестве основного элемента вилки используется стальная или воздушная пружина. Амортизаторы со стальной пружиной надёжнее, а с воздушной — легче. Кроме того, жёсткость воздушной пружины можно легко изменить давлением, спустив/накачав её с помощью специального насоса.

Демпфирующий компонент недорогого амортизатора — это эластомеры — губчатое вещество высокой плотности. Основной недостаток этих вилок — плохая работа при низкой температуре. Демпфирующий компонент более дорогих вилок — это масляная ванна, которая может быть закрытой (на некоторых недорогих моделях) или открытой (на большинстве моделей). 

Открытая масляная ванна является более предпочтительной, поскольку выполняет не только функцию демпфирования, но и смазки внутренностей амортизатора.

Лидеры Marzocchi и Rock Shox. Хорошая (действительно работающая) вилка стоит не меньше 500 долл. США. 

Переключатели и манетки, от их четкой работы во многом зависит прохождение технически сложных участков, а также постоянная корректировка нагрузки на ноги. Манетки – вынесенные на руль управляющие ручки выбора передач. Посредством стальных тросиков они приводят в действие соответствующие переключатели. Правая манетка работает с задним переключателем, левая — с передним. Есть два типа манеток: Грипшифт (как на мотоцикле ручка газа) и триггерные манетки. Что лучше? Качественные манетки хороши, как те, так и другие, кто к чему привык.

Основными производителями манеток, так же, как и переключателей являются Shimano и Sram. Рекомендую Sram 9.0 и X.0 (замечательная работа в грязи, но стоят дороже Shimano) и Shimano Deor XT, XTR. Стоит помнить, что не все манетки Sram совместимы с переключателями Shimano и, что манетки Shimano совместимы не со всеми переключателями Sram. 

 Тормоза - существуют дисковые и ободные (V-Brake).

Дисковые бывают механическими и гидравлическими, как на мотоциклах. Они отличаются замечательными тормозными свойствами, но дороги и сложны в эксплуатации. 

Самые мощные – гидравлические дисковые тормоза, они же обладают лучшей модуляцией (торможение более точно контролируется), но они самые дорогие и, в случае поломки, требуют очень сложного технического вмешательства. Как правило, такие тормоза не используются в МТБ и байкджоринге, они больше подходят для даунхилла и выполнения трюков. Также можно рекомендовать их для установки на карты. 

Если сравнивать дисковые тормоза и ободные (V-Brake), то преимущество первых — это их большая мощность и лучшая работа в сырую/холодную погоду. Однако, если вы не преодолеваете экстремальных спусков и не катаетесь в дождь или зимой, то хорошо настроенных ободных тормозов будет вполне достаточно. Более того, многие профи, стремясь минимизировать вес велосипеда, также не используют дисковые тормоза. 

Поэтому для байкджоринга, где вес системы имеет большое значение, рекомендую качественные V-Brake – Avid 7.0 и выше.

Во избежание серьезных травм, обязательно надевайте защитный шлем. Рекомендуется также использовать защиту для других частей тела - перчатки, наколенники и налокотники.

Для занятий байкджорингом ваша хаски должна быть абсолютно управляемой - когда Вы садитесь на велосипед, Вы фактически теряете физический контроль над собакой. Представьте себе ситуацию если Ваша собака решит погнаться за кошкой или белкой - сидя на велосипеде, Вы не сможете одернуть ее, - хаски должна безусловно повиноваться голосовым командам.

Официальные соревнования по байкджорингу проводятся на грунтовых трассах или трассах со специальным амортизирующим покрытием, проведение соревнований на асфальтовых или бетонных трассах запрещено, поскольку это может привести к травмам собак. Дистанция составляет от 3 до 10 километров.

Байкджоринг выглядит практически как каникросс, только в данном случае хаски тянет за собой человека на велосипеде, а не он бежит за ней. Изначально байкджоринг представлял собой тренировку ездовых собак в те моменты, когда нет снега, но в итоге стал самостоятельным видом спорта. Опять же, истоки его нужно искать в езде на собачьих упряжках, мода на которые пришла к нам из северных стран. Также необходима качественная ездовая шлейка и ремень с амортизирующей вставкой, но крайне важно, чтобы он крепился не к поясу человека, а к велосипедному рулю, или же к спрингеру, который предохранит ремень от попадания между спицами.

Ремень должен быть достаточно длинным для того, чтобы между велосипедом и бегущим хаски было расстояние около двух метров, иначе животное может попасть под колесо, что чревато травмами и ушибами для обоих участников движения. Спрингер очень легко сделать самостоятельно, потребуется только крепеж к раме, амортизатор и полая трубка.

 Во время тренировок и состязаний во избежание травм лучше подстраховаться и надеть шлем, а лучше защитить и другие части тела. Этот вид спорта сам по себе безопасен, но случаются и неприятности – хаски может отвлечься на внешние факторы и занести велосипед совершенно в другую сторону, поэтому важно, чтобы ваш пес беспрекословно выполнял команды, ведь человек на велосипеде уже полностью зависит от того, куда завезет его бегущее животное.


Правила соревнований достаточно просты. Команды никогда не участвуют в них одновременно, каждая бежит по очереди, а первенство определяется с помощью таймера. Это придумано для того, чтобы уберечь людей и животных от непредвиденных обстоятельств. Состязания проводятся как с одной собакой в упряжке, так и с несколькими – все зависит от правил конкретного забега. Также учитывается вес и возраст животных. Если в одной команде участвует группа собак, то они могут быть соединены за ошейники между собой, а могут тянуть велосипед каждая по отдельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Гонки на собачьих упряжках с участием сибирских хаски. Разновидности соревнований с упряжками для хаски – тренировки, снаряжение и правила гонок

  Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, в том числе и хаски, стали увлекательнейшим в...