суббота, 5 марта 2022 г.

Гонки на собачьих упряжках с участием сибирских хаски. Разновидности соревнований с упряжками для хаски – тренировки, снаряжение и правила гонок


 Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, в том числе и хаски, стали увлекательнейшим видом спорта, охватившим весь мир: свои ездовые собаки есть на всех континентах — не только в Европе и Америке, но, например, в Австралии и в Южной Африке. Не исключено, что они станут частью олимпийских соревнований, как это уже было в 30-е гг. XX века. Увлечение гонками на собачьих упряжках началось во времена «золотой лихорадки», на Аляске в самом начале XX века. Прослышав про золото, искатели приключений устремились в эту зону с арктическим климатом. Собаки оказались лучшим и единственно возможным видом транспорта, поэтому их стали завозить сюда со всех концов Европы и Америки. В упряжках оказывались ньюфаундленды, колли, сеттеры, метисы всех мастей и размеров. Многие из них физически не были приспособлены к перетаскиванию грузов и местному климату и вскоре погибали.

 Лучшие качества показывали, разумеется, местные индейские собаки и лайкоиды, вывезенные с Чукотки, Колымы и Камчатки. Однако чаще всего торговцы приобретали их в селе Маркове, где шла бойкая торговля пушниной, и на кораблях перевозили в Америку. В промежутках между тяжелым трудом и беспробудным пьянством золотоискатели устраивали состязания собачьих упряжек.

Читая литературу о «золотой лихорадке», можно наткнуться на сообщения, что индейцы запрягали своих собак веером. На российском Севере и в Восточной Сибири собак пристегивали попарно к одному ремню, который шел от саней по всей длине упряжки (а собак в ней могло быть от 4-6 до 12-14). Точно так же запрягались санитарные собаки во время Великой Отечественной войны. При таком способе главная нагрузка приходилась на грудь и спину собак.

Каюр управлял собаками голосом и кричал «Вперед!», «Влево!» или «Вправо!», «Стой!» на русском языке или на одном из языков коренного населения. Правда, затормозить хорошо бегущую упряжку было не так-то просто: в качестве тормоза служил остол — крепкий кол, оснащенный снизу железной спицей, а сверху — длинным ремнем, заменяющим кнут. 

Северные нарты имели боковые поддерживающие стойки, так называемые копылья. Размеры нарт зависели от того, сколько в них было копыльев. Каюр сидел чаще всего с правой стороны между первым и вторым копыльями, боком, поставив ногу на полозья. Чтобы облегчить нарты, он периодически спрыгивал с них и бежал рядом, а чтобы затормозить — втыкал остол под нарты, между первым и вторым копыльями, нажимая на него всей тяжестью своего тела.

Такая упряжка была рассчитана на рыхлый снег и торосы на морском побережье: упряжка проскакивала в щели между льдинами. При неглубоком снежном покрове дорогу прокладывали первые две собаки, а при глубоком — это делал сам каюр. Он шел впереди упряжки, приминая снег лыжами.

Разумеется, в настоящее время для гонок на собачьих упряжках используют совершенно иное снаряжение. Нарты, иногда складные, производят известные спортивные фирмы. К ним прилагается чехол. Они включают стойку, тормоз и площадку для перевозки груза и бывают снабжены различными дополнениями, такими как якорь, или «снежный крюк» — для удерживания упряжки на одном месте, резиновый коврик для притормаживания и пр.

 Якорь прикрепляется к стойке нарт таким образом, чтобы его можно было бросить в любой момент. Нарты бывают двух основных типов: тобогган (грузовая площадка размещена на полозьях) и баскет (грузовая площадка приподнята над полозьями). Их делают из дерева, металла или пластика или же сочетают все эти материалы.

Современные ездовые шлейки делают из синтетических материалов, с обязательной подкладкой — они не намокают, не растягиваются под воздействием влаги и не натирают кожу собаки. Упряжка включает центральный потяг — альпинистский шнур диаметром 8-16 мм, к которому крепятся шейные и хвостовые постромки.

Горизонтальная дуга впереди нарт, предохраняющая полозья от боковых и лобовых ударов, называется баран. За ним следует резиновый амортизатор, соединенный со шнуром нарт и шнуром якоря большим альпинистским карабином. К другому концу амортизатора при помощи карабина крепятся первые постромки и потяг. Центральный потяг бывает цельным или состоит из отдельных звеньев. При наличии отдельных звеньев его длина складывается из длины постромков (примерно 1,5 м), плюс длина собаки от шеи до корня хвоста, плюс 2/3, длины шейных постромков (примерно 40-50 см). 

Цельный потяг имеет ту же длину, умноженную на количество пар собак, минус первая пара. Нагрузку по-прежнему ложатся на грудь и спину собаки. Шейные постромки закрепляются чуть впереди самой собаки, чтобы нагрузка не ложилась на ошейник и животное не работало «шеей». Для шейных постромков часто используются резинки, исключающие удушение собаки в случае падения. Длина постромков бывает разной: чем они длиннее, тем свободней движения собаки, но при этом увеличивается длина упряжки, и собаки могут запутаться в постромках. Собак ставят только попарно с одним или парой вожаков впереди.О спортивных хаски заботятся так же, как о скаковых лошадях. В правилах марафонских гонок указано, что гонщик обязан брать с собой вещи первой необходимости, такие как лопата и сухой паек. Сами гонщики не обходятся без горнолыжных очков (маски и налобного фонаря).

Пулка, скиджоринг, сит-ски относятся к разновидностям зимних видов спорта с участием ездовых собак.Пулка (Pulka) — национальный скандинавский вид спорта; это название совпадает с названием маленькой волокуши, имеющей оглобли, в которую запряжены одна-две хаск. К противоположному концу волокуши крепится тросик, идущий к поясу спортсмена. Сит-ски — следующий вариант спортивных соревнований: одна собака запряжена в маленькую волокушу. В этой волокуше, вместо груза, находится человек. Он не помогает собаке, а самостоятельно передвигается на лыжах, как в предыдущих видах спорта. Первоначально сит-ски не был спортивным направлением дрессировки ездовых собак, а являлся формой проведения семейного досуга. Им увлекались, в первую очередь, владельцы городских собак: это давало их любимцам возможность как следует побегать, получить необходимый уровень физических нагрузок. С ростом популярности сит-ски в разных странах на него обратила внимание Международная федерация гонок на собачьих упряжках и включила его в свои соревнования, разработав систему правил.Остальные виды спорта — буксировка лыжника или гонки упряжек — занимают много времени и требуют протяженного маршрута. К тому же очень трудно объективно оценить, сколько усилий затрачивает сама собака без помощи человека. В сит-ски человек занимает фиксированное положение, при котором помощь собаке практически исключена. Поэтому буксировка волокуши с сидящим в ней человеком на расстояние в 1-2 км за определенное время может служить тестом, показывающим, имеется ли у собаки стремление и физические возможности бежать вперед и тащить груз. Дрессировка сибирских хаски включает в себя следующие навыки: бег впереди упряжки или человека и перетаскивание груза (команда «Вперед!» или ее заменяющая); повороты (команды «Лево!», «Право!» или их заменяющие); остановка на месте (команда «Стой!» или ее заменяющая); команды общего послушания («Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!», «Место!»). Необходимое снаряжение. Ездовая шлейка, трехметровый шнур и пояс на самом дрессировщике (специальный для скиджоринга или просто широкий ремень). Шнур закрепляют на поясе у дрессировщика, другой конец — пристегивают к шлейке. Команды. Дрессировщик решает для себя, какие команды он выбирает: «Вперед!» или «Хайк!», «Стой!» или «Хоа!», «Право!» или «Джи!», «Лево!» или «Ха!», и в дальнейшем придерживается только их. Выработка навыков. Дрессировка включает в себя ряд весьма специфических задач: приучить хаски бежать по команде впереди человека; тянуть груз; выполнять голосовые команды «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Стой!» (на любом языке); если речь идет о более чем одной хаски, то их надо не только приучить друг к другу, но и научить действовать слаженно. Упряжка собак — это социальная группа (стая), сложившаяся, как правило, на основе семейной группы, к которой хозяин добавляет подросших щенков хаски, или, по крайней мере, собак своего питомника, находящихся в определенной степени родства. Иногда в состав упряжки включают чужих собак, не родственных по крови, которым приходится стать членами данной стаи и найти свое положение в иерархии.

Обучение, в основном, происходит методом подражания. Огромную роль играет сам каюр или спортсмен, выполняющий роль вожака, управляющего не одной хаски, а целой стаей. Кроме того, особое значение приобретает его знание рангов собственных собак. Например, низкоранговые собаки стараются не пересекать линию бега высокоранговых и не очень-то хотят обгонять их во время соревнований. Поэтому так важно ставить вначале упряжки действительно высокоранговых хаски, которые поведут за собой остальных. В новом, незнакомом для себя месте, большинство членов стаи будут держаться вместе, сгруппировавшись вокруг нарт. В естественных условиях севера хаски зимой содержат на привязи, а коротким арктическим летом — свободно бегают, по тундре, промышляя леммингов и прочую доступную для себя добычу. В любом случае бег для них становится естественным и главным стремлением в жизни.

Обучение хаски начинают с 4-5 месяцев. Несмотря на огромное значение метода подражания, необходимо обучение каждой собаки в отдельности.

Тренировка на выносливость начинают с физиологической подготовки хаски. За 4 часа до занятий у собаки убирают миску с водой, а за полчаса до занятий — возвращают. При этом дрессировщик следит, чтобы собака выпила достаточное количество жидкости. Это делают с целью недопущения обезвоживания организма при дальнем пробеге. Для пробега в 2-3 км это не имеет значения, но желательно выработать у собаки определенный стереотип поведения.

 После каждого занятия необходимо осматривать лапы собак — не стерли ли они подушечки о твердый грунт (плотную землю летом или наст зимой), и по необходимости принять меры. В зимнее время собакам следует смазывать шерсть между пальцами каким-либо жиром (вазелиновым маслом, специальным кремом и т. п.), чтобы не образовывались комки льда, вызывающие травмы. Летом тренировку проводят в утренние и вечерние, нежаркие часы.

Надевание шлейки. Сам дрессировщик осваивает быстрое и правильное надевание на собаку заранее расправленной и сложенной пополам ездовой шлейки. Для этого он держит хаски за ошейник, зажимает ее между ног, успокаивая и оглаживая при этом, и надевает шлейку через голову, расправив все возможные складки на шкуре собаки, потом просовывает собачьи лапы в соответствующие петли шлейки и расправляет саму шлейку. Собака должна привыкнуть и к процедуре надевания, и к самой шлейке. В международной практике принята система команд, позаимствованная из языка одного из североамериканских индейских племен: «Вперед! — Хайк!», «Стоп! — Хоа!», «Право! — Джи!», «Лево! — Ха!».

Бег впереди дрессировщика. Обучение производят на длинном поводке (шнуре). Некоторые хаски сразу же стремятся бежать вперед. Дрессировщик командует «Хайк!», бежит вслед за собакой, подбадривая ее. Он хвалит ее, если она самостоятельно начинает движение с этой команды. Для других собак требуется наличие помощника, который отбегает на расстояние 100-150 м и подзывает собаку к себе, а когда собака устремляется за ним, дрессировщик командует «Вперед!». 

Догнав помощника, хаски получает лакомство от дрессировщика. Помощь помощника требуется до тех пор, пока собака бежит за человеком, а дрессировщик приучает ее к команде «Вперед!», или «Хайк!». Навык считают выработанным, если собаке для начала движения достаточно голосовой команды дрессировщика. Дальнейшее участие помощника нежелательно: хаски может привыкнуть к движению только за каким-либо ведущим.

Выполнение поворотов и остановка. Обычно со второго-третьего занятия собаку начинают приучать к поворотам: дрессировщик резко сворачивает в сторону, дает команду нужного поворота и корректирует движение хаски шнуром. Далее собаку обучают остановке по команде. Приучение хаски друг к другу. После 5 занятий, когда у собаки появляются первые навыки дисциплины, к ней можно подпрягать вторую собаку. Если собаки не знают друг друга, их выгуливают вместе на длинных поводках, пресекая малейшие попытки «выяснить отношения». Зимой пару хаски запрягают в легкие санки или нарты, летом для обучения одной-двух собак годится тележка или даже велосипед. Через некоторое время к одной собаке подпрягают вторую: ошейники хаски обычно соединяют шнуром длиной в 50 см, а самих собак запрягают в настоящие нарты или тележку. 

Упряжку увеличивают до 4-6 собак, иногда больше, и начинают тренировать одновременно, продолжая обучать движению вперед, поворотам и остановке, согласно соответствующим командам, пока умение у всех собак упряжки не переходит в навык. 

Возможные ошибки дрессировщика:

Команды отдают каждый раз на разных языках.

Перед поворотом дрессировщик забывает дать хаски нужную команду.

Обучение методом подражания при наличии уже работающих хаски. Огромное значение имеет расстановка собак в упряжке. Пары подбирают приблизительно равные по силе и скорости. Впереди ставят явного доминанта, после него — хорошо обученных рабочих собак, а последними — недостаточно обученный молодняк. Можно продолжать обучение хаски по очереди, постепенно подпрягая к одной каждую следующую, но это занимает много времени, к тому же можно ошибиться в выборе вожака. При групповом обучении вожак выявляется сразу.

К спортивным хаски нельзя применять принуждение (это напоминает выработку многих других команд, например, апорта).Наилучшие спортивные результаты показывает та собака, которая бежит по собственной воле, испытывая радость от самого движения.

Приучение к перетаскиванию груза. Хаски тренируют постепенно, умеренно увеличивая протяженность маршрута и величину груза. Тренировку прекращают при появлении первых признаков усталости у собак, т. е. собака должна пробегать такое расстояние, на котором она испытывает удовольствие от самого движения.

До 8 месяцев основной упор делается не на тренировку выносливости, а именно на дрессировку — выработку нужных, команд, послушания, умения занимать свое место в упряжке, стоять, не путая постромки. При этом крайне необходим хороший контакт дрессировщика с молодым хаски.

Тренировка упряжки, подготовка хаски к соревнованиям.

К соревнованиям допускаются хаски в возрасте года и старше. После того как собаки усвоят все предыдущие навыки, начинается тренировка их на выносливость. Для этого дрессировщик-спортсмен должен четко представлять, на какие соревнования он хочет выставить свою упряжку.

От длины трассы зависит индивидуальный график тренировок. Если, по условиям гонок, хаски должны пробежать дистанцию в 30 км, то подготовка заключается в том, чтобы к 12 месяцам собака была способна это сделать. Увеличивать дистанцию при тренировках можно на 1/2 часть всего километража каждую педелю. Если хаски к концу занятий пробегает 5 км, значит, на подготовку к дистанции в 30 км понадобится не менее полутора месяцев. Количество занятий в неделю также зависит от графика соревнований: если они проходят в два дня подряд, с отдыхом на третий. При подготовке к многодневному путешествию по трассе этапной гонки хаски должны быть приучены бежать 3-4 дня подряд.

Спортивные хаски работают в течение первых двух-трех лет своей жизни. После этого их переводят в разряд племенных или отдают в хорошие руки. Хаски не отличаются недоверчивостью к посторонним и преданностью одному хозяину, поэтому смену хозяина переносят сравнительно легко.

Правила и нормативы гонок на собачьих упряжках

Существует Международная федерация гонок на собаках (IFSS), созданная в 1985 г., а также Российская федерация гонок на собаках, существующая с 1997 г. Международная федерация разработала Правила гонок на собачьих упряжках, включающие отдельные разделы для разных типов и классов гонок. Под последними терминами подразумевается скоростная или марафонская (рассчитанная на несколько дней) гонка, количество собак в упряжке (3, 6, 8, 10) или неограниченный класс (количество собак свыше 10), а также пулка. 

Разработаны правила для проведения соревнований по скиджорингу и сит-ски. Все Правила охватывают требования, предъявляемые к старту и финишу, прохождению трассы и поведению гонщиков. Это многостраничные документы, которые нет смысла приводить в данном учебнике. К тому же в них, как и в любые другие нормативы, периодически вносятся те или иные изменения.

Взаимоотношения сибирского хаски с детьми в семье. Как правильно установить благоприятный климат и контакт между хаски и ребенком


 Сегодня мы поговорим о том, как должны развиваться взаимоотношения сибирского хаски с детьми в семье. Так же узнаем, как правильно установить благоприятный климат и контакт между хаски и ребенком. Породистый сибирский хаски начисто лишен агрессии на генетическом уровне и поэтому каких-либо серьезный проблем, если у вас в семье есть маленький ребенок, возникнуть не должно. Хаски очень умная собака с высоким интеллектом и отлично понимает что можно, а что нельзя делать по отношению к ребенку. Тем не менее это крупное животное и вам необходимо провести небольшую корректировку в поведение хаски, чтобы он в своей излишней игривости не повредил ребенку. Давайте разберем моменты когда семья с ребенком может брать хаски? Как научить ребенка обращаться с собакой этой породы? Что делать, чтобы избежать проблем? Тот факт, что отношения ребенка и сибирского хаски не возникают автоматически, известен немногим. Наоборот, широко распространено мнение, что дети прекрасно ладят с хаски, а эти собаки оказывают на ребенка хорошее воздействие. Это утверждение, к сожалению, распространяется далеко не на все контакты хаски с детьми. Поэтому гармоничные отношения собаки и ребенка родители должны строить целенаправленно.

Отношения детей и хаски складываются в первую очередь не через тренировки, когда ребенка учат тренировать собаку и следят за тем, чтобы собака его слушалась. Самое главное – научить ребенка понимать собаку и создать между ними хороший социальный контакт. Дети до 10 – 12 лет, как правило, не способны сами координировать свое взаимодействие с хаски. Их поведение нередко прямо противоположно тому, которое собаки назвали бы вежливым. Дети очень подвижны, создают много шума, бегают, играют, их настроение может неожиданно меняться. Пока у них не развились навыки социального общения, они могут случайно причинить хаски боль или вызывать у нее другие неприятные ощущения.

 Дети не знают, что собаки не любят, когда их обнимают, прижимают к себе, трогают за лапы, тянут за хвост, уши и лапы, залезают им на спину, отбирают пищу или игрушки хаски, мешают спать и т.д. Конечно, хаски должна быть приучена к манерам людей. Тем не менее, лучше избегать действий, которые были бы ей неприятны.

По статистике, полученной исследователями Университета Линкольна (Великобритания), 86% укусов происходят по вине ребенка. Маленькие дети до 12 лет не понимают сигналов хаски и неверно интерпретируют их мимические выражения. Согласно проведенным исследованиям, дети принимают агрессивное выражение собаки за улыбку. Кроме того, они не способны понять сигналы примирения собаки, которыми она просит ребенка удалиться. Получается, что ребенок сам навязывает игру собаке, старающейся избежать с ним контакт. Одна из таких ситуаций описана в книге «Стресс у собак» немецких кинологов К.ф.Райнхардт и М. Нагель. На площадке дети играли с собакой так долго, пока она не устала. Но, несмотря на многократные попытки собаки удалиться от играющих, они все время насильно вытаскивали ее на площадку, чтобы продолжить игру. Некоторое время собака терпела, пока не взволновалась настолько, что поранила в лицо одну из девочек. В данном случае хозяева настолько любили свою собаку, что пригласили эксперта по поведению собак и выяснили причину внезапной агрессии. Тяжело думать о том, что в большинстве случаев за подобные ошибки детей (или, точнее сказать, беспечных взрослых) платят сами собаки. Тысячи из них были избиты или лишены жизни только за то, что ни дети, ни взрослые не поняли их сигналов предупреждения. 

Поэтому родители, которые утверждают, что их хаски никогда не причинит ребенку зла, и прекращают следить за тем, как ребенок ведет себя по отношению к собаке, подвергают его риску.

Лучше всего к ребенку отнесется хаски, у которой уже до появления ребенка был налажен хороший контакт, основанный на доверии со всеми членами семьи; собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни, в том числе и появление ребенка.

Если в семье с хаски в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить свое состояние.

Если до рождения ребенка в семье не было собаки, лучше завести ее, когда ребенок уже не нуждается в постоянной заботе, а у родителей появилось достаточно времени строить контакт с собакой и обучать этому контакту своего ребенка.Для многих собак дети до пяти лет являются источником стресса. Поэтому для семьи с ребенком лучше всего подходят собаки со стабильной психикой. Более восприимчивые собаки (пугливые, больные и старые животные, животные с покалеченной психикой), возможно, будут страдать от вынужденного контакта с маленьким ребенком. Не у всех собак есть опыт общения с детьми. Такие собаки нередко сами боятся детей и стремятся держаться от них на почтенном расстоянии. Они избегают контакта с ребенком и показывают сигналы примирения при его приближении. Это не значит, что между ними произойдет конфликт: если родители увидят эти сигналы и будут учитывать отношение собаки к ребенку, они смогут помочь им стать друзьями, когда ребенок подрастет. В семью с ребенком опасно брать хаски с психикой, травмированной в результате неправильной дрессировки! Подготовка хаски к совместной жизни в семье с ребенком

- обучение контролю эмоций, в том числе команде «Ждать»;

- проверка способности хаски спокойно переносить разочарование, то есть спокойно справляться с ситуациями, когда собака не сразу получает то, что хочет, а вынуждена ждать;

- обучение команде «Нельзя»;

- регуляция режима покоя и активности, чтобы собака была уравновешенной;

- снижение уровня стресса хаски;

- проверка наличия всех ступеней коммуникации собаки;

- обустройство уголка собаки, в котором она в любой момент при желании могла бы укрыться.Соблюдение всех сигналов примирения являются законом при общении хаски и ребенка. Предупредительные сигналы собаки, на которые надо обращать внимание: хаски начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте, полностью прекратив двигаться. Причем замирание по незнанию объясняется как «наслаждение собакой общением с ребенком» Следите за тем, чтобы хаски и ребенок оставались на достаточно большом расстоянии друг от друга при первых контактах, чтобы никто из них не чувствовал себя напряженоЕсли хаски и ребенок вынуждены находиться в тесном помещении, и собака показывает сигналы (облизывается, поворачивает голову в сторону и т.д.), вы можете максимально увеличить расстояние между ребенком и собакой, попросить его вести себя тише, с помощью веселого, спокойного голоса создать расслабленную обстановку. Когда увеличить расстояние не удается, вы можете повернуть ребенка боком или спиной к собаке или отгородить его от собаки с помощью своего тела или какого-то предмета.Следите за тем, чтобы ребенок не приближался к хаски фронтально, а делал легкую дугу или подходил сбоку. Он не должен наклоняться над мордой собаки, не трогать ее за голову, за лапы и заднюю часть, не кричал в морду собаке и не бегал прямо перед ней. Гладить лучше всего грудь хаски, находясь сбоку от нее. Если во время игры хаски случайно сделала ребенку что-то неприятное, необходимо тут же прервать игру и отвернуться. Это сигнал воспринимается собакой как естественное и четкое предупреждение: «Ты поступил неправильно!». У собаки должен быть свой уголок, в котором она могла бы оставаться одна и отдыхать, зная, что ребенок не помешает ей. Следите за тем, чтобы в вашей семье уровень стресса повышался как можно реже: это пойдет на пользу как вам самим, так и вашему хаски. Если же члены семьи находятся в состоянии стресса, думайте о том, чтобы не создавать собаке дополнительный стресс, например, приходом нелюбимых гостей, возбуждающими играми или тренировками.

Если хаски какое-то время была подвержена стрессу, дайте ей возможность успокоиться и хорошо отдохнуть, например, в своем уголке, перед тем, как она сможет свободно общаться с ребенком.Не расстраивайтесь, если хаски не реагирует на команды, которые ей дает маленький ребенок, так как выполнение команды в значительной мере зависит от языка телодвижений и голоса того, кто эти команды дает. В более старшем возрасте ребенок поймет, как заниматься с хаски, и она будет слушать его значительно лучше.Для начала сконцентрируйте свое внимание на совместной игре хаски и ребенка, в которой оба принимают участие в каком-то приятном процессе. Так, например, ребенок может предложить собаке какое-то лакомство или игрушку, аккуратно погладить ее, немного почесать или помочь собраться на прогулку. 

Рассказывайте ребенку о хаски так, чтобы он воспринял ее как нечто доброе и интересное. Важно, чтобы ребенок иногда угощал собаку из рук чем-то вкусным, тем, что он ест сам. Процесс кормления укрепляет дружбу, так как это приятное совместное времяпровождение. Кормление с рук включено в программу канистерапии. В результате кормления собака и человек начинают испытывать друг к другу большее доверие.

Плохое содержание хаски (недостаточные прогулки, неполноценное питание, болезни, социальный стресс, в том числе стресс, вызванный нечетко установленными правилами поведения для собаки, грубое обращение хозяев, игнорирование основных потребностей и т.д.) также повышает степень раздражительности и снижает ее терпимость по отношению к детям.

Некоторые советуют хозяевам демонстрировать хаски свою доминантность в присутствии ребенка или советуют, чтобы ребенок демонстрировал доминантность сам. При этом предлагается забирать у собаки еду и игрушки, и, если собака их станет защищать, грубо наказывать хаски. Все эти действия не имеют к психологии собаки этой породы никакого отношения. 

Они прокладывают прямой путь в ад проблем поведения собаки, связанных со стрессом в целом и с присутствием ребенка в частности. Мало того, они навсегда разрушают контакт хозяина и собаки. Из-за наказаний, связанных с ребенком, у хаски может возникнуть неприятная ассоциация, и конфликты будут происходить чаще.

Хаски может нервничать, если после появления ребенка ее режим значительно изменился. Поэтому важно приучать ее к изменениям заранее. Как правило, меньше проблем возникает у хозяев, которые не устанавливают строгий, расписанный по часам режим прогулок и кормления. В этом случае собака хоть и настраивается на определенный порядок, но не ждет его исполнения с механической точностью.

Даже после появления ребенка старайтесь сохранять ритуалы общения с хаски, например, сеансы ухода за шерстью, игры, ласки, интересные прогулки и т.д. Эти ритуалы очень важны, так как они поддерживают общность семьи – точно так же как ее поддерживают празднования дней рождения или походы в гости к родственникам.

Единичные реакции хаски, например, рычание на ребенка, не является опасной агрессией автоматически. Это всего лишь означает, что хозяева или ребенок проигнорировали сигналы легкого стресса, сигналы примирения, которыми собака предупреждала изначально. Поэтому лучше всего моментально прекратить общение с хаски и отойти от нее, чтобы она смогла успокоиться. Объясните ребенку, что нельзя подходить к миске животного, когда хаски ест

Если мы знаем, что рычание – это предупреждение, то понимаем, что наказывать собаку за рычание нельзя хотя бы потому, что собака должна сохранять все ступени коммуникации. Иначе она начнет набрасываться без предупреждения.

Если хаски постоянно рычит на ребенка, возможно, она его боится. Проверьте, не мешает ли ребенок собаке всякий раз, как только они оказываются рядом? Не было ли между ними крупных инцидентов? Сигналы примирения помогают восстановить контакт между ними. Это очень сложная тема. Причем сложной ее делает не поведение хаски или детей как таковое, а эмоции и предрассудки родителей.

Во многих источниках о контактах собак и детей подчеркивается, что детей нельзя оставлять наедине с собаками. Однако есть немало родителей, которые считают, что как раз их хаски настолько терпелива, миролюбива и настолько любит ребенка, что позволяет ему делать с собой все что угодно: тянуть за уши и хвост, толкать, щепать, дразнить, мешать свободно передвигаться, произвольно волочить за ошейник и на поводке, не давать спать или будить во время сна, отбирать игрушки и пищу, сидеть на подстилке и т.д.

При этом родители имеют ввиду не только природное добродушие хаски, но и тот факт, что статус человеческого ребенка значительно выше статуса собаки и, следовательно, ребенок может поступать с собакой так как ему хочется: «Не ограничивать же свободу ребенка в угоду собаке!» 

Однако нередко между ребенком и собакой происходит нечто, какой-то конфликт, в результате которого собака физически травматизирует ребенка или как минимум приводит ее в состояние шока. Узнав о конфликте, родители, как правило, наказывают хаски или в приступе паники избавляются от нее. Неприятный случай описывается как «внезапное нападение собаки».

Тут надо отвлечься от статусов и методов воспитания детей, от расхожих мнений и предрассудков и посмотреть на ситуацию глазами хаски. Точнее говоря, на способы самовыражения собаки.

Любая собака использует целый ряд сигналов, которыми она выражает свое отношение к окружающему миру.

Считать, что хаски настолько терпелива, что позволяет ребенку безнаказанно делать с ней все, что угодно – это безумная обывательская глупость! Как любое живое существо, собака воспринимает приставания ребенка как стресс. Реакция на этот стресс (порог чувствительности) зависит от индивидуальной способности животного компенсировать стресс, а также в зависимости от его индивидуального состояния на данный момент (его возраста, состояния здоровья, стрессовой нагрузки предшествующих дней, врожденной чувствительности и т.д.). Например, более восприимчивые, раздраженные, нервные, пожилые и больные собаки сильнее реагируют на стресс, чем молодые, здоровые животные с устойчивой психикой хаски.

Если собаке что-то не нравится в контакте с ребенком, она, возможно, некоторое время не показывает виду (терпит). В какой-то момент она может просто захотеть удалиться. Если ей этого не позволить, она начинает мягко и воистину учтиво просить ребенка оставить ее в покое, показывая легкие предупреждающие сигналы. К таким сигналам относятся сигналы примирения, например, собака начинает зевать, облизывать свой нос, отворачиваться, садиться или ложиться спиной к ребенку, ее движения могут замедляться или она может вообще замереть на месте.

Если ребенок на эти сигналы не реагирует, хаски может начать тихо рычать. Если же ребенок проигнорирует и этот сигнал, собака начинает рычать более громно, далее ее поведение становится все более агрессивным и переходит в нападение, которое даже после стольких предупреждений почему-то считают «внезапным», а сама собака объявляется «ненадежной и агрессивной».

Тут важно отметить одно обстоятельство: если в семье с хаски в целом обращаются очень заботливо и чутко реагируют на ее сигналы, собака сохраняет все ступени предупреждения!!!, и, следовательно, в неприятных случаях у нее есть возможность мягко выразить хозяевам свое недовольство, то есть реально предупредить.Необходимо также отметить, что старые или больные хаски не всегда положительно воспринимает поведение ребенка. Собак приводит в сильный стресс визг, крики и плач детей, резкие движения, общий шум, создаваемый детьми и их игрушками. Их раздражает, если ребенок быстро пробегает мимо собаки. По природе своей собаки не любят хаотических прикосновений к их телу. 

Они не любят, когда их крепко обнимают, хватают на морду, гладят или хлопают по голове или просто опускают руку на голову сверху. Мало кто знает о том, что все эти действия собаки способны просто потерпеть, если их специально к этому приучить. Вежливые, уравновешанные хаски реагируют на эти действия сигналами примирения или стараются уклониться..

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок и хаски не пользовались одними и теми же «ресурсами» - игрушками, мисками, лежанками и т.д. То есть, чтобы ребенок не отбирал у собаки ее вещи и пищу, но и собака знала, что вещи ребенка нельзя трогать.

Важно только, чтобы родители просто знали о том, что такое естественное поведение ребенка может стать причиной конфликтов между ребенком и хаски. Поэтому родители должны постоянно объяснять ребенку поведение хаски или давать собаке возможность при необходимости просто удалиться. Если собака устала от общения с ребенком (это видно из сигналов примирения, которые она подает), необходимо немедленно прекратить игру с собакой и удалиться от нее.

Согласитесь, что до определенного возраста (примерно до 10 – 12 лет) ребенок не способен не только отличить сигналы, которые подает собака, но и просто понять состояние собаки, исходя из собственного опыта. Именно поэтому родители должны сами постоянно наблюдать за тем, как и сколько играет ребенок с хаски, какие сигналы подает собака. Это и есть смысл совета специалистов, которые настаивают на том, чтобы маленький ребенок никогда не оставался наедине с собакой, без присмотра родителей.

На первый взгляд может показаться, что при таком большом количестве правил очень трудно наладить отношения хаски и ребенка. Но это не совсем так. Во-первых, она воспринимает ребенка как члена своей семьи, как неотъемлемую ее часть. Во-вторых, хорошо интегрированная в семью хаски сама стремится к миру с ребенком, точно также как она стремится к мирным отношениям с другими членами семьи и со своими сородичами. Для этого она старается избегать конфликтов, либо пытаясь физически выйти из неприятных ситуаций, либо показать свое отрицательное отношение к происходящему сигналами примирения.

Задача родителей заключается только в том, чтобы не испортить этот естественный механизм. Например, если при появлении в семье ребенка родители отобрали у собаки ее привычное место, прекратили выводить ее на привычные длительные прогулки или еще каким-то образом серьезно нарушили ее распорядок дня, прекратили уделять ей внимание и т.д., хаски может почувствовать в ребенке причину своих неприятностей.

Лучше всего к ребенку отнесется хаски, у которой налажен хороший, основанный на доверии контакт со всеми членами семьи, собака, которая чувствует себя полноправным, любимым членом этой семьи. Тогда все, что происходит в семье, она воспринимает как часть своей жизни. Любое событие тогда станет частью ее жизни, в том числе и появление ребенка.

Хаски очень любят детей. Современной кинологии не известно случая нападения хаски на ребенка. Но, воспитание ребенка и дрессировка собаки в этом дуэте, играют решающую роль. Хаски любят играть с детьми, бегать прыгать, лучшего партнера для игр ребенку не найти. Объясните ребенку, как нужно вести себя с собакой. Знайте, что сибирский хаски никогда не укусит ребенка, не причинит ему вреда, если не было специальных провокаций.

Гонки на собачьих упряжках с участием сибирских хаски. Разновидности соревнований с упряжками для хаски – тренировки, снаряжение и правила гонок

  Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, в том числе и хаски, стали увлекательнейшим в...